06.03.2013
28 февраля 2013 года Европейский учебный институт при МГИМО (У) МИД России совместно с Российским агентством поддержки малого и среднего бизнеса, клубом «Мой юрист», Ассоциацией европейского бизнеса в России и Ассоциацией выпускников МГИМО провели научно-практическую конференцию «Европейское измерение участия России в международной торговой системе после вступления в ВТО». Мероприятие вызвало большой интерес со стороны представителей государственных ведомств, бизнеса, дипломатов государств-членов ЕС, экспертного и университетского сообщества.
Целью конференции стал анализ перспектив участия России в международной торговой системе с учетом приоритетных отношений экономического сотрудничества с Европейским Союзом и присоединения к Всемирной торговой организации.
После приветственного слова директора ЕУИ Т.В.Шашихиной работа конференции продолжилась в рамках трех тематических секций: «Российское участие в многосторонних торговых переговорах: цели и стратегия» (модератор - профессор кафедры МЭО МГИМО Т.М.Исаченко), «Адаптация России к нормам ВТО - возможности для российского и международного бизнеса» (модератор – председатель Ассоциации европейского бизнеса в России Франк Шауфф) и «Перспективы развития отношений ЕС и России после ее вступления в ВТО» (модератор – заведующий кафедрой международного права МГИМО А.Н.Вылегжанин).
Представленные доклады и выступления участников носили полемический характер. Было акцентировано внимание на том, что условия присоединения России к ВТО, в целом, носят сбалансированный характер, отражающий как интересы страны, так и интересы ее партнеров. Москве пришлось пойти на существенное открытие внутреннего рынка, а также принять обязательства по реформированию множества правил и процедур регулирования национального хозяйства. Вместе с тем, либерализация может быть использована для модернизации экономики. Более того, России удалось отстоять сохранение защитных ограничений в наиболее чувствительных областях.
При этом подчеркивалось, что присоединение России к ВТО может дать толчок внутреннему развитию только в случае продуманной государственной стратегии, направленной на поддержку отечественных производителей с использованием имеющихся в ВТО форм и механизмов. Адекватные шаги государства должны минимизировать возможные негативные последствия деятельности в условиях ВТО, к которым российский бизнес, также как и большинство государственных ведомств, оказались не готовы. В частности, остро ощущается нехватка квалифицированных специалистов, знающих правила и процедуры организации, существуют административно-бюрократические анахронизмы, включая сложность таможенных процедур, а также банальный недостаток информации. В этой связи, среди прочего, на региональном уровне возрастает потребность в создании консультационной сети по вопросам ведения бизнеса в условиях ВТО, в том числе по применению международных процедур разрешения споров.
Неоднократно звучала мысль, что сам факт присоединение к ВТО не устраняет многочисленных внутренних экономических проблем. В настоящее время даже наиболее конкурентоспособные на мировом рынке компании-экспортеры сталкиваются с множеством препятствий при осуществлении поставок за рубеж. По примерным оценкам отечественных экспертов стоимость выхода на внешний рынок для российских фирм в обрабатывающих отраслях в нынешних условиях может в пять раз превышать себестоимость производства.
Устранение существующих барьеров требует действенной государственной политики. Отчасти достижению этой цели призвана способствовать принятая правительством Дорожная карта по поддержке российского экспорта. Вместе с тем, ряд защитных мер, принятых в последнее время правительством, создают у партнеров опасения, что Россия на практике будет реализовывать политику протекционизма, а не стремиться к углублению интеграции в мировую экономику.
Участники встречи также обратили внимание на перспективы дальнейшей эволюции международной торговой системы. Было высказано мнение, что в ближайшем будущем либерализация торговли продолжится на уровне отдельных регионов и групп стран. Велика вероятность, что Россия окажется не готова как по экономическим, так и по политическим причинам войти в число их эффективных участников. Это может частично обесценить выгоды от вступления России в ВТО.
По мнению выступавших, сегодня одно из направлений развития международной торговой системы - снижение нетарифных ограничений. Подобная деятельность предполагает, в частности, согласование технических стандартов. Здесь ведущую роль играет Европейский Союз. Для России остро встает вопрос о том, в какой степени и при каких условиях возможно ее участие в предлагаемой гармонизации правил. Озвученные в ходе конференции точки зрения позволяют сделать вывод, что в настоящее время эта тема продолжает оставаться одной из важнейших для перспектив развития торгово-экономических отношений между Россией и ЕС.
Прошедшая конференция и развернувшаяся в рамках докладов оживленная дискуссия подтвердили, что перспективы дальнейшего участия России в международной торговой системе определены далеко не полностью и требуют дополнительного научного и экспертного осмысления. При этом важнейшим фактором российской торговой политики на обозримую перспективу будет оставаться экономическое взаимодействие с ЕС как крупнейшим партнером. В этой связи Европейский учебный институт планирует продолжить практику организации подобных экспертных встреч в рамках Плана мероприятий по реализации инициативы Россия-ЕС «Партнерство для модернизации».
Европейский учебный институт