16.06.2012
Уважаемые читатели! Вышел в свет 66-й по счету номер интернет-журнала «Вся Европа», издаваемого Европейским учебным институтом. В нем, как и во всех предыдущих, рассказывается о происходящем в Европейском Союзе и отношениях между Россией и ЕС. Анализируются последние события и новейшие тенденции в политической, экономической, социальной и культурной жизни и правоприменительной практике ЕС и его государств-членов, интересные для российского читателя.
Центральным событием в отношениях между Москвой и Брюсселем за последний период стала встреча вновь избранного президента России В.В. Путина с руководством Европейского Союза. На этот раз регулярный, 29-ый по счету саммит состоялся в Стрельне под Санкт-Петербургом 4 июня 2012 года. Естественно, тому, как он прошел, и достигнутым на нем результатам в номере уделяется первостепенное внимание. Их анализу посвящены две самые первые статьи номера.
Политика всегда носит персонифицированный характер. Смена первых лиц дает возможность на многие вещи посмотреть по-новому. Что-то поменять. Что-то начать заново, с чистого листа. От чего-то отказаться.
Саммит в новом составе, первый такого рода контакт между В.В. Путиным и постоянным председателем Европейского Совета Херманом ван Ромпеем при участии старого знакомого председателя Европейской Комиссии Жозе Мануэла Баррозу открывал очередное окно возможностей для сближения России и ЕС. Для придания двусторонним отношениям дополнительного импульса. Для ускоренного решения застарелых проблем — а их накопилось немало. Для того чтобы отбросить в сторону обветшалые стереотипы и клише и смело перешагнуть через все то, что мешает России и ЕС вместе идти вперед и эффективно взаимодействовать.
Москва и Брюссель, как уже стало грустной традицией в их взаимоотношениях, открывшимся окном возможностей в очередной раз не воспользовались. Формат и процедура консультаций в верхах остались прежними: короткая неформальная встреча, посвященная взаимному разъяснению вопросов внутренней политики партнеров и обмену мнениями по текущим глобальным проблемам, и столь же непродолжительная формальная беседа. При их сохранении ожидать, что будут достигнуты конкретные договоренности, найдены развязки, согласованы общие подходы и параметры совместных действий, т.е. что консультации превратятся во что-то большее, нежели сверка часов, не приходится.
Повестка дня — старая. Набор тем не меняется который год. В их числе — работа над новым базовым соглашением, правовое обеспечение сотрудничества в сфере энергетики, отмена виз для краткосрочных поездок, реализация инициативы «Партнерство для модернизации», иранская ядерная программа, поиски путей урегулирования тех или иных международных конфликтов. Казалось бы, отталкиваясь от предыдущих обсуждений, можно делать серьезный рывок к углублению взаимопонимания. Однако, увы, этого не происходит. Попытка поставить себе в заслугу возможность обретения Россией членства в ВТО не в счет. Это достижение длиной в 18 лет Д.А. Медведев и руководство ЕС отнесли к числу своих достижений еще на прошлом саммите.
Полученный результат в итоге оказался более чем скудным. В какой-то степени даже плачевным. Ни по одному из обсуждавшихся досье существенного продвижения вперед не произошло. Будущее нового базового соглашения между Россией и ЕС кажется еще более туманным, чем раньше. Россия передала часть своего суверенитета в области регулирования внешней торговли и инвестиций Таможенному Союзу; руководство ЕС только лишь еще собирается запросить у государств-членов мандат на ведение переговоров в новом формате; не факт, что оно их получит.
По поводу отмены визового режима В.В. Путин несколько усилил нажим на ЕС. В частности, он высказался за ведение предметных переговоров в развитие проекта соответствующего договора, переданного представителям ЕС еще на позапрошлом саммите. Резон очевиден. Нескончаемое топтание на месте никого больше не устраивает.
По энергетической проблематике стороны в который раз остались при своих. Москва акцентировала, что ни Третий энергетический пакет ЕС, ни практика его реализации крупные российские компании не устраивают. Они подрывают их бизнес в Европе. Мешают осуществлению долгосрочных контрактов. Создают ситуацию неопределенности. В свою очередь, Брюссель подтвердил, что ничего менять не собирается. Российские компании находятся в таком же положении, что и их конкуренты. Новейшее законодательство ЕС по либерализации энергетической сферы ко всем компаниям применяется одинаково. Отсутствующему международному праву оно, якобы, не противоречит.
События в Сирии и совершенно разные трактовки происходящего там вообще стали выглядеть, скорее, как яблоко раздора в отношениях между Россией и ЕС. Почетное месте в перечне разногласий сохранилось за неприятием Москвой, как и большинством других мировых игроков, одностороннего волевого решения Брюсселя распространить на всех авиаперевозчиков обязательные требования по приобретению квот на эмиссию парниковых газов.
То, что новое руководство России и ЕС восстановило контакт, провело сверку часов и договорилось активно работать дальше, очень хорошо. Тем не менее, скорее отрицательный баланс плюсов и минусов, из суммы которых складывается политический диалог на высшем уровне, похоже, не изменился. Важно ведь, прежде всего, как работать. Нужен результат, приносящий ощутимые выгоды бизнесу и гражданам. Требуется что-то, чувствительный благотворный эффект чего каждый бы мог ощутить на себе. Тут похвастаться пока, похоже, особенно нечем.
А жаль, ведь объективно Россия и ЕС крайне заинтересованы друг в друге. Объем взаимной торговли растет. Он вплотную приближается к знаковой отметке в 400 млрд долл. Большие совместные проекты осуществляются. Люди все более охотно ездят отдыхать и навещать друг друга в рамках Большой Европы. А политические отношения, от которых все это зависит — чтобы делалось больше, проще, лучше — стагнируют. И что еще хуже, груз противоречий накапливается.
Почему? В чем причины? Истоки? Как это возможно? Попытка дать непредвзятый ответ на эти очень непростые вопросы предпринята в одном из центральных материалов номера, помещенном в рубрике «Взгляд из Москвы». В нем с тревогой говорится о том, что отношения между Россией и ЕС приняли в какой-то степени деформированный и не слишком конструктивный характер. Москва и Брюссель все чаще договариваются лишь о том, чтобы не соглашаться, и считают, что проблемы, оставляемые за спиной, не будут, не должны вредить каждодневному сотрудничеству. Похоже, однако, что подобный подход не работает. Развязки надо находить. Противоречия нужно снимать. Без этого двигаться вперед не получится. Идеи построения общих пространств останутся не более чем прожектами. А амбициозные планы построения Большой Европы без разделительных линий так и останутся только на бумаге. Это пора осознать политической элите обоих партнеров.
Причем Европейскому Союзу и его государствам-членам ничуть не в меньшей степени, чем России. Они все глубже погружаются в пучину системного экономического кризиса. Вследствие перетекания кризисных явлений от страны к стране и важности их внутреннего рынка для мировой экономики в целом они начинают представлять все большую угрозу для всех окружающих. Одновременно они все в большей степени начинают зависеть от лояльного отношения к ним других ведущих мировых игроков. В том числе России. Прошедший саммит Россия — ЕС показал это со всей очевидностью. Лидеры ЕС постарались убедить представительную российскую делегацию во главе с В.В. Путиным в том, что предпринимаемые ими усилия по купированию последствий кризиса в еврозоне приносят плоды. Российское руководство их недвусмысленно поддержало. Москва четко дала понять, что в усугублении трудностей еврозоны и ЕС в целом она ни в коем случае не заинтересована. Что она помогает и готова и в будущем деятельно помогать партнерам и соседям по континенту.
Долговой кризис стран ЕС и его проявления — вторая большая тема выпуска. Самым различным его граням посвящена большая серия материалов по Германии, Франции, Италии, Испании, Греции, Великобритании и т.д. В них анализируется, какие изменения кризис уже внес и продолжает вносить во внутриполитические процессы и повседневную жизнь ведущих держав региона, как он сказывается на ЕС в целом.
С особой тщательностью в номере прослеживаются меняющиеся подходы к рецептам выхода на траекторию стабилизации и устойчивого экономического роста, предлагаемые европейцами на государственном и экспертном уровне. До недавнего времени спор шел в основном между теми, кто настаивал на выходе Греции, может быть, еще ряда стран из зоны евро, чтобы, с одной стороны, развязать им руки, с другой — чтобы они не тянули за собой в пропасть всех остальных, и их оппонентами. Последние разъясняли, что выход будет иметь катастрофические последствия. Ставку, мол, надо делать на солидарность (за счет Германии), всемерное сокращение бюджетных дефицитов с использованием инструментария жесткой экономии и стремительное наращивание интеграционных процессов через бюджетно-фискальный союз и расширение полномочий институтов ЕС.
Спор шел также между оптимистами и паникерами или, иначе, реалистами. Первые продолжали утверждать, что фундаментальные экономические показатели не дают оснований для прогнозов «а ля Кассандра». ЕС остается крупнейшей в мире экономикой. На Союз приходится 29% мирового ВВП. Для сравнения на США — 23%, Китай — 10%, Японию — 9%, Россию — 3% (если не учитывать паритет покупательной способности). Экономика ЕС обладает достаточным запасом прочности. Она вполне устойчива. Колоссальные триллионные вливания евро в финансовую и банковскую системы сняли остроту проблемы. Средства, необходимые для того, чтобы противостоять биржевым спекулянтам, выделены. Немало сделано и в институциональном плане. Ужесточен контроль. Учреждены новые наднациональные регуляторы. Повсеместно проводятся назревшие реформы. Фискально-бюджетный союз обретает плоть и кровь. В долгосрочном плане все будет в порядке.
Скептики отвечали, что все это риторика. Игра в слова. Требуется нечто более весомое, нежели обещания и увещевания. В порядке будет только тогда, когда предпринимаемые меры реально заработают. Когда в них поверят. Прежде всего рыночные игроки. Когда все увидят, что они дают ощутимую отдачу. Лакмусовая бумажка — прекращение скатывания периферийных и даже самых крупных экономик в преддефолтное состояние. Ведь объем суверенных долгов по-прежнему стремительно нарастает. На их обслуживание уходит слишком много сил. Проблемным странам приходится занимать короткие деньги, чтобы расплатиться, под все более высокие проценты. Долго так продолжаться не может. Откуда возьмется та соломинка, которая сломает хребет верблюду, никто не знает. И речь отнюдь не только о Греции. С ней все ясно. В большей степени речь идет об Испании, а также Италии. Причем приведенный список далеко не исчерпывающий.
Президентские, а затем парламентские выборы во Франции обозначили водораздел. Споры закипели по поводу иного идейного противостояния. Новое руководство Франции выступило за пересмотр политики ужимания государственных расходов, проводимой по германскому сценарию, в качестве панацеи. Оно потребовало, чтобы работа по выводу стран ЕС на траекторию бездефицитных бюджетов была дополнена усилиями по стимулированию качественного экономического роста и решению социальных проблем. Моментально политическая риторика в стане ЕС несколько изменилась. Характер франко-германского тандема претерпел эволюцию. Германии пришлось пересматривать отстаиваемые ею позиции.
Все это подробно разбирается на страницах выпуска. Соответствующие страновые и более общие статьи разбросаны практически по всем его рубрикам.
Изюминкой номера можно считать появление в нем нового, анонсированного ранее раздела о БРИКС и перспективах развития отношений между БРИКС и ЕС. В него вошла большая аналитическая статья, оценивающая, в какой степени БРИКС превратился в полновесного мирового игрока. Основное место в нем заняла большая подборка компаративистских материалов по БРИКС — ЕС, подготовленная совместно авторским коллективом МГИМО и французской лабораторией политического прогнозирования «Европа 2020».
Как всегда, в номере много материалов, позволяющих получить красочное представление о различных уголках нашего огромного и удивительного континента, о живущих там людях, ближе познакомиться с местными достопримечательностями. Особенно рекомендую прочитать материалы, живописующие, зачастую в метафорической форме, нравы и обычаи наших соседей по континенту. Увлекательного чтения, дорогой читатель!
© Марк ЭНТИН, директор
Европейского учебного института при МГИМО