ЕВРАЗИЙСКИЙ УЧЕБНЫЙ ИНСТИТУТ
МГИМО МИД России

Эксперты обсудили перспективы «Партнерства для модернизации» России и ЕС

21.11.2011

Эксперты обсудили перспективы «Партнерства для модернизации» России и ЕС

В Рабочий план по реализации инициативы «Партнерство для модернизации» России и Европейского Союза в качестве одного из исполнителей включен Европейский учебный институт при МГИМО. Предполагается, что ЕУИ в сотрудничестве с другими университетами, исследовательскими организациями и бизнесом займется проработкой стратегических и тактических вопросов осуществления инициативы. 18 ноября 2011 года в рамках этого мандата в МГИМО состоялся очередной круглый стол на тему «Модернизация России в партнерстве с Европейским Союзом». Целью встречи стало определение возможных шагов, направленных на ускорение социально-экономического развития России с учетом опыта Европейского Союза и его государств-членов и за счет развития сотрудничества с ЕС.

В целях организации серьезного, обстоятельного обсуждения на круглом столе ЕУИ заказал исследовательский доклад у Центра европейских исследований Астонского университета, работающего в сотрудничестве с другими известными британскими образовательными центрами — Бирмингемским университетом и Университетом Бирмингема. Автором доклада выступил профессор Ричард Конноли. Избранная тема — «Экономические отношения России и ЕС: на пути к “Партнерству для модернизации”». Круглый стол был организован на базе этого доклада и обстоятельного обмена мнениями по его поводу, в котором приняли участие приглашенные ЕУИ дискутанты из МГИМО, Института современного развития, Института Европы РАН, ИМЭМО РАН и Института экономики РАН.

В своем выступлении на встрече британский специалист подчеркнул, что место России в мировой экономике определяется ее технологическим отставанием от ведущих стран мира, накопившимся за последние два десятилетия. Наличие прорывных инноваций в отдельных нишах не компенсирует общий низкий уровень научно-технологической базы. В этих условиях профессор Р. Конноли предложил сконцентрироваться на трех основных направлениях укрепления российской конкурентоспособности: повышение обеспеченности инвестициями, интенсивное заимствование и адаптация западных технологий к местным условиям, а также проведение институциональных реформ, направленных на создание благоприятной среды для бизнеса. Он особенно подчеркнул, что нынешний путь, избранный руководством страны, по созданию инновационной экономики, минуя имитационную стадию, представляется спорным. Он также отметил, что проведение институциональных реформ не требует обязательного построения либеральной демократии по западному образцу, но направлено на снятие административных препятствий предпринимательской деятельности.

Профессор Университета Бирмингема в своем выступлении перед участниками круглого стола особенно подробно остановился на том, что «Партнерство для модернизации» между Москвой и Брюсселем должно играть роль вспомогательного инструмента для достижения целей российской стратегии развития. В этой связи оно должно быть ориентировано на трансфер технологий и экспертную поддержку проводимых преобразований. В современном виде инициатива эти функции не выполняет. Ее приоритеты размыты и плохо связаны с политикой российского руководства внутри страны. Для того чтобы не превратиться в идеологический штамп, она должна быть срочным образом переформатирована.

Российские участники круглого стола высоко оценили выступление Ричарда Конноли и подготовленный им доклад. Согласно высказанным в ходе дискуссии суждениям, предложенный им взгляд на российскую модернизацию существенно отличается от стереотипных оценок в зарубежной прессе и экспертном сообществе.

Вместе с тем они предложили развить и скорректировать ряд положений проведенного исследования. Директор Института современного развития И.Ю. Юргенс отметил, что сегодняшние дискуссии по поводу российской модернизации как внутри страны, так и на международной арене воспроизводят многие устойчивые подходы к этой проблеме, наблюдаемые на протяжении нескольких столетий. В России сохраняются противоречия между теми, кто по-настоящему стремится перевести страну на западные рельсы развития; теми, кто хочет повторить успех США и европейских стран путем имитации отдельных механизмов и инструментов; теми, кто цепляется за российскую исключительность и стремится сохранить автономию страны от международной системы. В свою очередь, отношения Москвы и Брюсселя строятся в форме постоянного торга, в котором цели сторон существенно различаются. Тогда как Россия заинтересована в технологическом сотрудничестве, ЕС предпочитает добиваться переформатирования российской политической системы.

Представители Института экономики РАН — заместитель директора Института С.П. Глинкина и директор Центра постсоветских исследований Л.Б. Вардомский — обратили внимание коллег на то, что удачные примеры имитационной модернизации связаны с наличием мощного демографического потенциала. Россия, напротив, находится в ситуации естественной убыли населения. В этих условиях она вряд ли может конкурировать в массовом воспроизводстве западных технологий со странами Восточной Азии. Поэтому для нее остается возможным только путь креативной модернизации, связанный с созданием по-настоящему инновационных продуктов, пусть и в отдельных нишах.

Заведующая кафедрой экономики ЕС Н.Г. Адамчук подчеркнула, что основным направлением реализации инициативы «Партнерство для модернизации» является экономическое сотрудничество, предусматривающее внедрение в практику передовых научно-технических решений, реализация которых будет способствовать технологической модернизации России. Вместе с тем на практике передачи/продажи инноваций не происходит, так как это неизбежно приводит к снижению добавленной стоимости у передающей стороны. Одновременно с этим возникает вопрос: заинтересовано ли мировое сообщество в выходе России на высокотехнологичный уровень, ведь это неизбежно приведет к изменению ее статуса как экспортера.

Руководитель Центра ИМЭМО РАН А.В. Кузнецов в своем комментарии отметил, что приход иностранных ТНК дает лишь небольшой мультипликативный эффект для экономики в целом. Их деятельность приносит выгоды только самим инвесторам и узкой прослойке связанных с ними сотрудников из числа местного населения. При этом распространения технологий среди местных компаний не происходит.

Доцент кафедры международных финансов МГИМО В.Н. Ткачев акцентировал, что недостаточный уровень инвестиций в российские частные компании связан не столько с недостатком средств, сколько с опасениями банков и других финансовых институтов относительно перспектив их возврата. Средний и крупный российский бизнес остается недостаточно транспарентен, а это вызывает сомнения в его надежности у потенциальных инвесторов.

Профессор кафедры международных экономических отношений и внешнеэкономических связей МГИМО Т.М. Исаченко выразила опасения, связанные с преградами на пути мобильности специалистов между Россией и ЕС. Развитие высокотехнологичных производств связано с обменом опытом и знаниями. В этих условиях существующий визовый режим становится серьезным препятствием для развития контактов между теми, кто собственно должен осуществлять модернизацию, прежде всего, между молодыми специалистами.

В выступлениях большинства российских участников прозвучали сомнения, относительно искренности Европейского Союза в стремлении реализовать инициативу «Партнерство для модернизации». По мнению российских экспертов, ЕС не выгодно развитие России и ее превращение в конкурента на рынках высоких технологий. Это многое объясняет и в аморфности Рабочего плана, и в отсутствии надлежащей системы управления его реализацией.

Подводя итоги обсуждения, председательствовавший на встрече директор ЕУИ М.Л. Энтин обратил внимание участников на то, что прошедший круглый стол позволил выйти за границы традиционных дискуссий относительно перспектив российской модернизации и нащупать новые подходы к ее осуществлению. Он предложил доработать доклад с учетом высказанных рекомендаций и опубликовать его в качестве первого выпуска новой серии исследований, осуществляемых под эгидой ЕУИ.

Европейский учебный институт