20.04.2011
Такое название дал лекции, с которой он выступил 20 апреля 2011 года перед студентами МГИМО и Европейского учебного института, глава Представительства Европейского Союза в Египте Марк Франко. С позиции человека, находившегося все это время в центре событий, высокопоставленный дипломат обстоятельно проанализировал причины социального взрыва в Северной Африке и на Ближнем Востоке и его политические последствия и разъяснил позицию ЕС по наиболее сложным и противоречивым вопросам развития ситуации в регионе.
Марк Франко хорошо известен профессорско-преподавательскому коллективу МГИМО. На протяжении многих лет, до назначения в Египет, ему довелось возглавлять Делегацию Европейской Комиссии в России. Он внес большой личный вклад в налаживание тесных отношений с МГИМО. В частности, при его непосредственной поддержке был создан Европейский учебный институт. Он неоднократно выступал на многочисленных встреча, круглых столах и конференциях, организовывавшихся Университетом.
Свою нынешнюю лекцию Марк Франко прочитал в рамках более общего курса по внешней политике и внешним действиям ЕС и утвердившимся в ЕС процедурам принятия и исполнения внешнеполитических решений. Этот курс является частью программы магистерской подготовки в ЕУИ по направлениям сравнительного права, экономики и политики ЕС и России.
Структура проведенного курса получилась удачной и логичной. Сначала Марк Франко разъяснил, как работает внешнеполитический механизм ЕС, поведал, что нового внесли в него Лиссабонский договор и его имплементация, а потом на примере политики в отношении Большого Ближнего Востока показал, как он работает.
Европейский дипломат дал обзор настроений, доминирующих в арабском мире. Рассказал, что происходит в Тунисе, Ливии, Египте, Сирии, Йемене и других странах региона. Проанализировал, как различные политические режимы и лидеры реагируют на во многом сходные ситуации. Перечислил черты сходства и различия.
В качестве одной из главных причин взрыва Марк Франко назвал социально-политическую стагнацию, отсутствие необходимой динамики и реформ, которые позволили другим регионам шагнуть в развитии далеко вперед. С одной стороны, они блокировались, по его мнению, под предлогом неурегулированности Ближневосточного конфликта. С другой стороны, с ними мирились из-за живучести, как выяснилось ложных, представлений о том, что антидемократические режимы являются чуть ли не единственным надежным препятствием на пути распространения исламского радикализма.
С учетом его нынешнего положения, Марк Франко основное внимание уделил исследованию неопределенности внутреннего развития Египта, меняющегося расклада политических сил в стране. Несомненным выигрышным моментом лекции стали личные наблюдения дипломата, рассказ о том, как и почему все происходит в действительности.
Другой причиной взрыва в Египте, как он подчеркнул, стало усиливающееся неравенство. Плодами быстрого и стабильного экономического роста воспользовалось меньшинство, включая, прежде всего, клику, сгруппировавшуюся вокруг Президента. Большинство же с нарастающими завистью и страхом следило за происходящим. Чашу терпения могло переполнить намерение Хосни Мубарака назначить политическим преемником во власти своего сына. Тем не менее, ситуация казалась стабильной.
Но только казалась. Чтобы показать шаткость режима, постпред ЕС в Египте очень наглядно и доходчиво разобрал отдельные элементы, из которых режим складывался. Он дал подробнейшую характеристику влияния, которыми пользовались Президент, его окружение, военные, службы безопасности, национально-демократическая партия, правительство, поддерживающие власть клерикалы, губернаторы и региональные администрации.
Оформленной оппозиции режиму не существовало. Ей сломали хребет. Политические партии авторитетом не пользовались. Политические движения были задавлены. Только братья-мусульмане могли претендовать где-то на 30% голосов. Но кто внутри сильнее — консерваторы или либералы — было непонятно. Организации гражданского общества оставались крайне слабыми. Поэтому Хосни Мубарак сосредоточился на подавлении братьев-мусульман (с опорой на салафитов).
Искру революции высекли новые молодежные движения фейсбуковцев и социальных сетей «6 апреля» и «Халид Саид». Они столкнули с вершины снежный ком. Он понесся вниз, сметая все на своем пути. Ранее бизнес и профессиональные товарищества оставались вне политического процесса. Они поддержали протестные выступления. Потом присоединился средний класс. Тогда, презрев казалось бы въевшийся в кожу страх перед полицией и силами безопасности, поднялся и народ.
Внерегиональные игроки сохраняли сначала показной нейтралитет. В принципе они не знали, что делать, и пассивно наблюдали. Только Израиль горой стоял за Хосни Мубарака как гаранта мира в регионе. По другим причинам — Саудовская Аравия.
Требования протестного движения — freedom, dignity and jobs (свобода, достоинство, работа) — были потрясающе простыми и доходчивыми. В этом состояла их взрывная сила. Они были близки каждому. Их готовы были подхватить почти все.
Спираль событий типична для «революции социальных сетей». За массовыми протестными выступлениями последовали колебания власти. Потом — неудачные попытки вытеснить толпу с главной площади или запугать, вплоть до организации кровавого побоища (о чем почти не сообщалось). Естественное следствие происходящего — вмешательство армии под вывеской нейтралитета. Чуть позже — уступки. Все более и более существенные. Завершившиеся логичной развязкой — роспуском правящей партии, смещением и преследованием высшего руководства страны и проч.
Особенно подробно Марк Франко изложил по ходу лекции свое видение ответа на центральный вопрос о том, что теперь: залечивание ран после революционного выхлопа или реальные преобразования. Основные элементы режима все равно затронуты по минимуму. Значение роспуска парламента и правительства не надо преувеличивать. Референдум по конституционным изменениям прошел по консервативному сценарию. Протест же спал. Толпа разошлась.
Теперь все будет зависеть от того, что дадут дальнейшие шаги: выборы парламента, президента, «глубокая» ревизия конституции. Конечно, неопределенность сохраняется. Но прогнозы вполне можно строить. Результаты президентских выборов, — отметил Марк Франко, — похоже, будут, до определенной степени, известны заранее. Результаты парламентских тоже предсказуемы. Победу на них одержат консервативные силы. Вот содержание будущей конституции — большой вопрос.
Еще более сложный — что станет с экономикой Египта. Пойдут ли власти на перераспределение доходов, и в какой степени. Удастся ли им переломить ситуацию и решить проблемы, связанные с созданием новых рабочих мест. Ресурсов-то на все это нет. Финансы в плачевном состоянии. Денег взять неоткуда. Страна оказалась перед лицом колоссальных экономических проблем. И то, что казна пуста, только победы. Как только начались волнения, пошел отток капитала. Так быстро он не вернется. Придется залезать в долги. Причем катастрофическим образом.
Это в какой-то степени ставит под сомнение возможные внешнеполитические дивиденды. Если их можно назвать таковыми. К их числу относится в первую очередь политическая эмансипация страны. Египет более «не пудель США». Страна вновь вместе с остальными в лоне семьи арабских наций. К людям вернулось чувство достоинства. Ситуация в регионе полностью изменилась.
Задачи на завтра: 1) сохранить дух изменений; 2) конвертировать требования и обещания в реальную политику; 3) превратить движения в политические партии; 4) решить экономические проблемы. Насколько они реалистичны, покажет время. Ситуация, подвел итог опытный дипломат, — по-прежнему уравнение со многими неизвестными.
Марк ЭНТИН, директор
Европейского учебного института