10.02.2011
7 февраля на открытии второго семестра в Европейском учебном институте выступил руководитель Федеральной антимонопольной службы России И.Ю. Артемьев. От имени текущего председательства Европейского Союза к слушателям ЕУИ обратился также советник-посланник посольства Венгрии в России Ференц Надь-Рэбек.
Мастер-класс, проведенный И.Ю. Артемьевым, был посвящен подведению итогов совершенствования российского законодательства и правоприменительной практики, направленной на защиту конкуренции и свободы предпринимательства, за прошедший год. Руководитель ФАС дал общую характеристику того, чем занимается Служба, выделил основные направления ее работы, подробно остановился на проблемах, связанных с обеспечением соблюдения федеральных законов «О защите конкуренции», «О рекламе», «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», законодательства в сферах госзаказа и иностранных инвестиций, а также нормативных актов, регулирующих деятельность естественных монополий.
И.Ю. Артемьев подчеркнул, что недопустимость антиконкурентных действий и монополизма закреплена в российской Конституции, однако на практике ситуация остается сложной. Опыт российской приватизации — большими кусками, через не всегда прозрачные схемы и процедуры — способствовал консервации многочисленных нерыночных, неконкурентных механизмов, которые, к сожалению, сохраняются до сих пор.
Представитель федерального правительства рассказал о критериях, используемых ФАС для выявления антиконкурентных действий, в том числе о введении понятия «коллективной монополии», являющейся результатом договоренности узкого круга ведущих игроков. Пояснил, какие действия в соответствии с отечественным законодательством могут быть классифицированы как злоупотребление доминирующим положением.
В последние годы ФАС предприняла значительные усилия по модернизации отечественного законодательства в сфере конкуренции и отладке процедур его применения. И.Ю. Артемьев, в частности, подробнейшим образом остановился на проблеме картельных сговоров. По оценкам западных специалистов, именно они представляют наибольшую угрозу функционированию рыночной экономики. Между тем, в России до последнего времени они вообще не рассматривались в качестве уголовных преступлений. Сегодня Антимонопольная служба обозначила борьбу с картельными сговорами в качестве основного приоритета своей работы. И на этом направлении достигнуты первые успехи — ФАС выявила картельные соглашения на общефедеральном уровне в пяти секторах экономики.
В то же время, перед Службой, возглавляемой И.Ю. Артемьевым, стоит чрезвычайно широкий спектр задач. За последние несколько лет ФАС перестала концентрироваться исключительно на непосредственном противостоянии монополиям. Ее деятельность все больше охватывает смежные области для снижения многочисленных косвенных барьеров конкуренции. В ее полномочия входят вопросы, связанные с организацией государственных закупок, контролем над рекламой, а также над иностранными инвестициями в стратегические сферы экономики.
По признанию И.Ю. Артемьева, основной проблемой остаются незаконные действия чиновников. В 2009 г. более 60% всех нарушений антимонопольного законодательства составили недобросовестные действия властей. В связи с этим представитель правительства отдельно остановился на нормах, направленных на предотвращение и ограничение подобного рода антиконкурентных действий.
Он подчеркнул, что в числе приоритетов ФАС — обеспечить ситуацию, при которой решения на всех уровнях принимались вовремя — в нормативно установленные сроки. Чтобы люди, фирмы, кто угодно, не как бог на душу, а тогда, когда нужно и в полном объеме, получали деньги, разрешения, согласования. Для этого планируется ввести систему административного обжалования действий или бездействия чиновников. В качестве эксперимента она будет опробована в одной из наиболее коррупционных отраслей — строительстве. В соответствии с новыми правилами будет так: нарушены сроки — не надо потерпевшему страдать, мучиться, клянчить, «заносить». Достаточно подать жалобу в ФАС, и в пятидневный срок накладывается штраф. Руководство страны рассчитывает, что такой механизм сработает. Если все получится так, как рассчитывает ФАС, «передовой опыт» будет распространен на другие сектора экономики.
Выступление И.Ю. Артемьева вызвало живую, заинтересованную реакцию слушателей и спровоцировало шквал вопросов. Главу ФАС спросили о статистике уголовных дел по итогам работы Службы, его отношении к возможностям саморегулирования рынка, проблеме демпинга подрядчиков при осуществлении государственных закупок и о многом другом. На все вопросы он дал обстоятельный, исчерпывающий ответ. Особенно острая дискуссия развернулась вокруг проблемы государственных закупок. Все участники обсуждения сошлись на мнении, что принятый федеральный закон об организации процесса выбора подрядчика способствует значительному совершенствованию существующего механизма госзаказа. Вместе с тем, он должен работать в рамках комплексного подхода, требующего от органов власти тщательной проработки условий контракта и последовательного контроля над его выполнением.
И.Ю. Артемьев согласился со слушателями, что существующие процедуры несовершенны, но подчеркнул, что это значительный шаг вперед по сравнению с ситуацией даже трехлетней давности. Он заключил, что успех может обеспечить только системная работа по постепенному совершенствованию норм и процедур, и ФАС прилагает необходимые усилия на этом направлении.
Обращаясь к другому гостю ЕУИ, господину Ференцу Надь-Рэбеку, он остановился также на значимости эффективного сотрудничества с зарубежными партнерами, такого, как то, что удалось установить с антимонопольной службой Венгрии.
Советник-посланник Посольства Венгрии, отчасти отвечая на выступление И.Ю. Артемьева, заметил, что хотя внешнеполитический блок деятельности ЕС перешел под ответственность общеевропейских структур, венгерское председательство сохраняет значительные полномочия в вопросах экономического сотрудничества. Ференц Надь-Рэбек подтвердил, что его страна планирует использовать начавшиеся полгода для активизации взаимодействия России и ЕС в этой сфере.
Подводя итоги встречи, директор ЕУИ М.Л. Энтин напомнил, что между МГИМО и ФАС установилась добрая традиция взаимодействия на основе подписанного ими несколько лет назад соглашения о сотрудничестве, и подчеркнул, что все мы ожидаем от венгерского, а затем польского председательства нового импульса развитию взаимовыгодных связей между Россией и ЕС.
7 февраля на открытии второго семестра в Европейском учебном институте выступил руководитель Федеральной антимонопольной службы России И.Ю. Артемьев. От имени текущего председательства Европейского Союза к слушателям ЕУИ обратился также советник-посланник посольства Венгрии в России Ференц Надь-Рэбек.
Мастер-класс, проведенный И.Ю. Артемьевым, был посвящен подведению итогов совершенствования российского законодательства и правоприменительной практики, направленной на защиту конкуренции и свободы предпринимательства, за прошедший год. Руководитель ФАС дал общую характеристику того, чем занимается Служба, выделил основные направления ее работы, подробно остановился на проблемах, связанных с обеспечением соблюдения федеральных законов «О защите конкуренции», «О рекламе», «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», законодательства в сферах госзаказа и иностранных инвестиций, а также нормативных актов, регулирующих деятельность естественных монополий.
И.Ю. Артемьев подчеркнул, что недопустимость антиконкурентных действий и монополизма закреплена в российской Конституции, однако на практике ситуация остается сложной. Опыт российской приватизации — большими кусками, через не всегда прозрачные схемы и процедуры — способствовал консервации многочисленных нерыночных, неконкурентных механизмов, которые, к сожалению, сохраняются до сих пор.
Представитель федерального правительства рассказал о критериях, используемых ФАС для выявления антиконкурентных действий, в том числе о введении понятия «коллективной монополии», являющейся результатом договоренности узкого круга ведущих игроков. Пояснил, какие действия в соответствии с отечественным законодательством могут быть классифицированы как злоупотребление доминирующим положением.
В последние годы ФАС предприняла значительные усилия по модернизации отечественного законодательства в сфере конкуренции и отладке процедур его применения. И.Ю. Артемьев, в частности, подробнейшим образом остановился на проблеме картельных сговоров. По оценкам западных специалистов, именно они представляют наибольшую угрозу функционированию рыночной экономики. Между тем, в России до последнего времени они вообще не рассматривались в качестве уголовных преступлений. Сегодня Антимонопольная служба обозначила борьбу с картельными сговорами в качестве основного приоритета своей работы. И на этом направлении достигнуты первые успехи — ФАС выявила картельные соглашения на общефедеральном уровне в пяти секторах экономики.
В то же время, перед Службой, возглавляемой И.Ю. Артемьевым, стоит чрезвычайно широкий спектр задач. За последние несколько лет ФАС перестала концентрироваться исключительно на непосредственном противостоянии монополиям. Ее деятельность все больше охватывает смежные области для снижения многочисленных косвенных барьеров конкуренции. В ее полномочия входят вопросы, связанные с организацией государственных закупок, контролем над рекламой, а также над иностранными инвестициями в стратегические сферы экономики.
По признанию И.Ю. Артемьева, основной проблемой остаются незаконные действия чиновников. В 2009 г. более 60% всех нарушений антимонопольного законодательства составили недобросовестные действия властей. В связи с этим представитель правительства отдельно остановился на нормах, направленных на предотвращение и ограничение подобного рода антиконкурентных действий.
Он подчеркнул, что в числе приоритетов ФАС — обеспечить ситуацию, при которой решения на всех уровнях принимались вовремя — в нормативно установленные сроки. Чтобы люди, фирмы, кто угодно, не как бог на душу, а тогда, когда нужно и в полном объеме, получали деньги, разрешения, согласования. Для этого планируется ввести систему административного обжалования действий или бездействия чиновников. В качестве эксперимента она будет опробована в одной из наиболее коррупционных отраслей — строительстве. В соответствии с новыми правилами будет так: нарушены сроки — не надо потерпевшему страдать, мучиться, клянчить, «заносить». Достаточно подать жалобу в ФАС, и в пятидневный срок накладывается штраф. Руководство страны рассчитывает, что такой механизм сработает. Если все получится так, как рассчитывает ФАС, «передовой опыт» будет распространен на другие сектора экономики.
Выступление И.Ю. Артемьева вызвало живую, заинтересованную реакцию слушателей и спровоцировало шквал вопросов. Главу ФАС спросили о статистике уголовных дел по итогам работы Службы, его отношении к возможностям саморегулирования рынка, проблеме демпинга подрядчиков при осуществлении государственных закупок и о многом другом. На все вопросы он дал обстоятельный, исчерпывающий ответ. Особенно острая дискуссия развернулась вокруг проблемы государственных закупок. Все участники обсуждения сошлись на мнении, что принятый федеральный закон об организации процесса выбора подрядчика способствует значительному совершенствованию существующего механизма госзаказа. Вместе с тем, он должен работать в рамках комплексного подхода, требующего от органов власти тщательной проработки условий контракта и последовательного контроля над его выполнением.
И.Ю. Артемьев согласился со слушателями, что существующие процедуры несовершенны, но подчеркнул, что это значительный шаг вперед по сравнению с ситуацией даже трехлетней давности. Он заключил, что успех может обеспечить только системная работа по постепенному совершенствованию норм и процедур, и ФАС прилагает необходимые усилия на этом направлении.
Обращаясь к другому гостю ЕУИ, господину Ференцу Надь-Рэбеку, он остановился также на значимости эффективного сотрудничества с зарубежными партнерами, такого, как то, что удалось установить с антимонопольной службой Венгрии.
Советник-посланник Посольства Венгрии, отчасти отвечая на выступление И.Ю. Артемьева, заметил, что хотя внешнеполитический блок деятельности ЕС перешел под ответственность общеевропейских структур, венгерское председательство сохраняет значительные полномочия в вопросах экономического сотрудничества. Ференц Надь-Рэбек подтвердил, что его страна планирует использовать начавшиеся полгода для активизации взаимодействия России и ЕС в этой сфере.
Подводя итоги встречи, директор ЕУИ М.Л. Энтин напомнил, что между МГИМО и ФАС установилась добрая традиция взаимодействия на основе подписанного ими несколько лет назад соглашения о сотрудничестве, и подчеркнул, что все мы ожидаем от венгерского, а затем польского председательства нового импульса развитию взаимовыгодных связей между Россией и ЕС.
Администрация ЕУИ