09.02.2012
9 февраля 2012 года в зале заседаний Ученого совета состоялся российско-итальянский семинар «Россия, Италия, ЕС: ответы на региональные вызовы», организованный Европейским учебным институтом при МГИМО в партнерстве с Институтом международных политических исследований (г. Милан), а также Институтом Европы РАН и Ассоциацией европейских исследований. Мероприятие проходило при поддержке посольства Италии в России.
Глава итальянский миссии, посол Антонио Дзанарди Ланди выступил на открытии семинара с приветственным словом. Он подчеркнул необходимость развития контактов между академическими сообществами двух стран и выразил уверенность, что нынешняя встреча придаст новый импульс дискуссиям по вопросам международной политики и безопасности между экспертами России и Италии.
Основной целью встречи стало обсуждение подходов России и Италии к существующей ситуации в регионе «общего соседства» России и ЕС, Центральной Азии, а также Ближнего Востока и Северной Африки и выявление перспектив сотрудничества между Россией, Италией и Европейским Союзом в противодействии растущим региональным вызовам. В мероприятии приняли участие высокопоставленные сотрудники МИД России, представители ведущих отечественных и итальянских университетов и институтов.
В ходе первого заседания эксперты обсудили современное состояние сотрудничества России и ЕС по вопросам международной политики. К настоящему моменту уже накоплен солидный опыт практического взаимодействия. Среди наиболее ярких примеров — подключение российских миротворцев к операции в Чаде и Центральноафриканской республике и совместная борьба с пиратством у берегов Сомали.
Вместе с тем, российские участники выразили уверенность, что существует большой незадействованный резерв по наращиванию взаимодействия. В частности, выдвинутая Германией инициатива создания Комитета по вопросам внешней политики и безопасности была заблокирована Европейским Союзом. Отсутствует прогресс в переговорах по заключению рамочного соглашения о проведении совместных миротворческих операций. Сохраняется курс ЕС на реализацию инициативы «Восточного партнерства» в целях расширения своего влияния в европейских странах СНГ и на Кавказе. В целом складывается ощущение, что Брюссель не готов к выстраиванию равноправных доверительных отношений с Москвой.
В свою очередь представители итальянского экспертного сообщества выразили обеспокоенность развитием ситуации на Украине. По их мнению, президент страны Виктор Янукович в долгосрочной перспективе не способен сохранить нынешнюю политику балансирования между Россией и Европейским Союзом. Рано или поздно ему предстоит сделать выбор в пользу приоритетных отношений с одним из партнеров. Итальянские участники также посетовали, что Россия стремится играть на противоречиях между отдельными государствами-членами ЕС, что негативно сказывается на отношении к ней, вызывает сомнения в искренности ее стремления к сотрудничеству с интеграционным объединением.
Особое внимание в ходе заседания было уделено ситуации в Центральной Азии, которая вызывает глубокую обеспокоенность. И России, и ЕС необходимо противодействовать угрозам терроризма и наркотрафика, опасности региональной дестабилизации. И без того значительные риски устойчивости политических режимов стран региона усугубляются физическим старением лидеров государств Центральной Азии и отсутствием отлаженных механизмов передачи власти. Эксперты пришли к выводу, что и у России, и у ЕС на сегодняшний день отсутствует адекватная стратегия в отношении региона.
Общим итогом первой сессии стал вывод о необходимости реформирования сотрудничества России и ЕС таким образом, чтобы привести механизмы партнерства в соответствие с существующими потребностями.
На втором заседании обсуждались вызовы для России, Италии и ЕС, порождаемые социально-политическими выступлениями на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Массовые выступления, внутриполитические конфликты, свержение правительств застали международное сообщество врасплох. Неподготовленность и самих стран региона, и ведущих мировых игроков стала результатом недооценки трех взаимосвязанных явлений. Во-первых, для стран региона характерен исключительно высокий уровень безработицы, особенно среди молодежи. Во-вторых, население стран региона в достаточной степени освоило цифровые технологии, которые были использованы для самоорганизации протестующих. В-третьих, степень концентрации власти в руках лидеров государств превысила все допустимые пределы.
С учетом высокой неопределенности внешние игроки попробовали интуитивно нащупать линии поведения в новых условиях. В частности, Саудовская Аравия продемонстрировала стремление усилить свои позиции за счет реорганизации и мобилизации Лиги арабских государств. Иран постарался представить собственный опыт в качестве модели для соседей.
В сложившейся ситуации Россия старается реализовать сбалансированный подход, не допускающий поддержку какой-то одной стороны в конфликте. При этом опыт разрешения противоречий в Ливии подорвал доверие российского руководства к западным партнерам.
В свою очередь итальянская позиция в отношении к социально-политическим выступлениям претерпела существенную эволюцию. Если на первом этапе Рим негативно отнесся к протестным движениям, опасаясь подрыва стабильности, то с течением времени он стал выступать за все более активную их поддержку. В результате сегодня Италия относится к числу наиболее ярых критиков российской позиции.
Рост дестабилизации на Ближнем Востоке и в Северной Африке порождает широкий спектр вызовов для мирового сообщества. К недооцененным относится опасность увеличения потоков международной миграции. Италия непосредственно столкнулась с этой угрозой, когда крошечный средиземноморский остров Лампедуза стал объектом масштабного притока мигрантов. Одним из результатов стал кризис в отношениях с Францией, которая не хотела пускать беженцев на свою территорию. Россию волна арабской миграции практически не затрагивает, но у нее есть свои поводы для беспокойства развивающимися демографическими процессами. На фоне приемлемого притока представителей соседних стран серьезным вызовом межнациональному миру становится внутренняя миграция. Таким образом, для всех европейских стран все более значимым становится поиск новой модели интеграции приезжих.
В завершении встречи сопредседатели семинара директор ЕУИ М.Л. Энтин и исполнительный вице-президент и директор Института международных политических исследований Паоло Магри подвели ее итоги. Они отметили высокий уровень прошедшей дискуссии, интереснейшие доклады и плодотворный обмен мнениями, но посетовали, что многие вопросы пока остаются без ответа. В этой связи логичным стало предложение продолжить подобные встречи. Активизация сотрудничества экспертов России и Италии будет способствовать более глубокому взаимопониманию и позволит снимать возникающие разногласия.
Европейский учебный институт