ЕВРАЗИЙСКИЙ УЧЕБНЫЙ ИНСТИТУТ
МГИМО МИД России

Домашнее задание для ЕС

30.09.2014

Домашнее задание для ЕС

Вышел 91-й номер интернет-журнала «Вся Европа», издаваемого Европейским учебным институтом в сотрудничестве с российско-люксембургским журналом «Альянс».

Так и хочется сказать: «Докатились!» Никогда за все скоро шесть десятилетий своего существования Европейский Союз не оказывался в столь унизительном положении. То, что он «тяжело болен», еще год или два назад было не более чем догадкой. Политические элиты и экспертное сообщество повсюду в мире недоумевали: как так, имея на счету столько свершений в построении общего рынка и объединении государственных и хозяйственных механизмов стран-членов, за плечами – столько лет процветания и торговли с остальной планетой в свою пользу, в своем составе – крупнейшие экономики мира, большую часть G7 и значительную часть G20.

Теперь это констатация, которую никто не возьмется оспаривать. 17 сентября председатель Совета управляющих Федеральной резервной системы США Джанет Йеллен пошла даже дальше. Гораздо дальше. Она обвинила ЕС в том, что своим бездействием, вернее тем, что Брюссель, вопреки здравому смыслу, элементарной логике, складывающейся ситуации, вопреки всему, продолжает проводить обанкротившийся экономический курс, подрывает мировую экономику. Она заявила: «Происходящее в Европе является частью рисков, негативно сказывающихся на мировой экономике»[1]. Днями раньше она призвала внести в него необходимые коррективы, о которых весь мир говорит с того момента, как катастрофические последствия политики жесткой экономики начали проявляться все более отчетливо[2].

Тем самым ФРС присоединила свой голос к тем, которые все настойчивее звучат из Международного валютного фонда, Организации экономического сотрудничества и развития[3], настаивающими на том, чтобы Европейский центральный банк, наконец-то, приступил к выкупу суверенных долгов[4] самого ЕЦБ и многих столиц. В том числе Австралии, которой, как стране, председательствующей в G20, реальное положение дел видится особенно отчетливо[5]. Не удивительно в этой ситуации, что министры финансов и главы центробанков G20, собравшиеся на свое очередное заседание в австралийском городе Кэрнсе 20-21 сентября, особое внимание уделили состоянию европейской экономики, пагубности проводимого курса и предлагаемым альтернативным мерам, хотя и не стали выносить эти вопросы на специальное формализованное обсуждение[6]. Как с грустью описывали эту встречу европейские периодические издания – «синклит врачей у постели больного».

Почему, без обиняков призналась популярная французская газета «Монд». Диагноз ее авторов – «многолетний экономический и финансовый кризис породил глубокий кризис доверия и подъем антиевропейского движения»[7]. Более-менее обнадеживающей экономическая ситуация из всех двадцати восьми стран ЕС просматривается лишь в Великобритании, Ирландии и Испании[8]. Во всех остальных она еще хуже: нет даже минимально позитивной динамики. Анализ экономической ситуации, сложившейся по итогам третьего квартала 2014 года, проведенный специализированными исследовательскими фирмами, подтверждает, что экономический подъем в ЕС выдохся, еще по-настоящему не начавшись[9].

Повсюду стагнация. Экономический рост нулевой. Взяться ему неоткуда. Спрос продолжает падать. За период с 2007 по 2013 годы в текущих ценах он вырос на 2%, в реальных – сократился на 5%[10]. В реальности он еле ощутим. Список заказов, над выполнением которых могли бы работать предприятия, «почти пуст». С учетом этого предприниматели воздерживаются от капиталовложений. В реальный сектор экономики инвестиции не идут.

Еще одно удручающее следствие – социальная обстановка по-прежнему напряженная. Улучшений в сфере занятости нет. В целом по ЕС безработица застыла на недопустимо высокой отметке в 10,2% трудоспособного населения. В зоне евро ситуация даже плачевнее: безработица достигла 11,5% и не собирается снижаться. Причем она носит структурный характер.

До решения проблемы суверенной задолженности – как до Луны. В среднем по зоне евро она равна 93,9% ВВП. Во Франции к концу 2014 г. достигнет 95,4%, 2015 г. – 96,1%. И это в случае развития ситуации по благоприятному сценарию. В случае дефляции – превысит 100%. Что же говорить об Италии с суверенной задолженностью в 135% ВВП или Греции, где она превысила 175% ВВП. Причем если перелома не наступит, бьют в набат аналитики, суверенный долг Италии подскочит до 150% и будет висеть над экономикой ЕС Дамокловым мечом[11].

Диагноз, поставленный экспертным сообществом еврозоне и Европейскому Союзу в целом, – никакие методы развития «не работают». «Координация экономической политики между государствами-членами отсутствует». Царит«какофония». Еще хлеще – «экономический маразм»[12].

Не особенно помогает пока и лечение, прописанное ЕЦБ. Он открыл банкам два транша (чуть ли не принудительного[13]) кредита на 400 млрд евро под практически нулевой процент, обусловив его тем, что эти деньги пойдут на финансирование бизнеса, мелких и средних предприятий. Предоставленной возможностью воспользовались 255 банков. Но выбрали они по состоянию на сегодняшний день всего 82,5 млрд евро. Это намного меньше, чем нужно[14]. Намного меньше, чем ожидалось[15]. Причем по самым пессимистическим прогнозам[16]. Хотя такой мерой ЕЦБ, как считается, убивает сразу трех зайцев: не только дает банкам океан денег для перепродажи, но и предохраняет их от возможных неблагоприятных последствий в преддверии рассекречивания им же информации об истинном положении дел в них (по поводу которого, видимо не без основания, «Файнэншл Таймс» не устает бить тревогу[17]) и придает устойчивость всей банковской системе ЕС на случай, если эта информация вызовет слишком уж большие опасения[18].

Еще более беспощадную оценку нынешнего положения дел в ЕС отстаивают независимые эксперты. Они с горечью указывают, что прошлое руководство интеграционного объединения и те из национальных лидеров, у которых оно пошло на поводу, дали глубоко ошибочную оценку происходящему и сосредоточились на решении проблем снижения суверенной задолженности. В результате проблема снижения задолженности бизнеса и частных лиц осталась на периферии внимания политических элит ЕС и государств-членов. А без решения именно её невозможны ни восстановление спроса и деловой активности, ни, соответственно, подъем и экономический рост. Единственно возможный рецепт спасения, и в этом плане размышления специалистов подкрепляют предложения, выдвинутые председателем ЕЦБ (см. ниже), – нужна комбинация кредитно-денежных стимулов со стороны ЕЦБ и национальных государств, повышения зарплат в преуспевающих странах (Германия и Ко.) и снижения налогового бремени на работающих с тем, чтобы население смогло больше тратить, и массированных инфраструктурных и иных капиталовложений на бюджетные деньги[19]. Косвенно справедливость такой оценки подтверждается одной из наиболее авторитетных групп экономистов в составе авторов Женевского доклада. В последнем его издании указывается, что стремительный рост задолженности частных лиц и бизнеса подталкивает мир ко второму изданию глобального экономического кризиса[20].

Вот тот фон, на котором приступает к работе Европейская Комиссия нового состава под председательством бывшего главы еврогруппы, бывшего премьер-министра Люксембурга Жан-Клода Юнкера, которого с легкой руки журналистов уже нарекли «последним шансом для Европы»[21]. Он успешно справился с титаническим трудом по согласованию кадровых интересов «двадцати восьми». По общему мнению, ему удалось включить в команду квалифицированных, опытных людей. Состав Европейской Комиссии получился вполне сбалансированным и работоспособным. Не исключено, загадывают эксперты, что она прислушается к мнению общества, и у ее председателя получится оздоровить бюрократическую машину ЕС: из чего-то аррогантного, вмешивающегося во все, она превратится в «эффективную и гораздо более скромную»[22].

Читать целиком

© Марк ЭНТИН, главный редактор,
профессор МГИМО (У) МИД России



[1]ЦитируетсяпоL'Europe déprime, le reste du monde s'alarme//Le Monde, Eco&Entreprise, 20 septembre 2014. – P.1.

[2]Marie Charrel. L'Europe, maillon faible de l'économie mondiale. L'atonie de l'activité sur le Vieux Continent, et surtout dans la zone euro, préoccupe le reste de la planète // Le Monde, Eco&Entreprise, 20 septembre 2014. – P. 3.

[3]David Jolly. O.E.C.D. urges effort to stimulate eurozone // International New York Times, September 16, 2014. – P. 14.

[4]David Jolly. Stagnation seen in eurozone // International New York Times, September 24, 2014. – P. 21.

[5]Claire Guélaud. La croissance atone inquiète les pays de G20, la régulation financière les divise // Le Monde, Eco&Entreprise, 21-22 septembre, 2014. – P. 4.

[6]Robin Emmott. Stagnation again focus of investors // International New York Times, September 22, 2014. – P. 16; Jamie Smyth. G20 meeting. Lew urges Europe to stimulate demand // Financial Times, September 22, 2014. – P. 2.

[7]Jean-Pierre Stroobants. Jean-Claude Juncker, la "dernière chance" de l'Europe // Le Monde, 23 septembre 2014. – P. 24.

[8] После катастрофического падения ирландской экономики, она растет сейчас, по подсчетам Файнэншл Таймс, под 8% в годовом исчислении – VincentBoland. Irish economy surges as exports rebound // Financial Times, September 19, 2014. – P. 4.

[9]David Jolly. Stagnation seen in eurozone // International New York Times, September 24, 2014. – P. 21.

[10] Данные приводятся по MartinWolf. La voie tracée par Mario Draghi // Le Monde, 13 septembre 2014. – P. 8.

[11]Wolfgang Munchau. Italy debt burden is a problem for us all // Financial Times, September 22, 2014. – P. 9.

[12]L'Europe déprime, le reste du monde s'alarme//Le Monde, Eco&Entreprise, 20 septembre 2014. – P.1; MarieCharrel. L'Europe, maillon faible de l'économie mondiale. L'atonie de l'activité sur le Vieux Continent, et surtout dans la zone euro, préoccupe le reste de la planète // Le Monde, Eco&Entreprise, 20 septembre 2014. – P. 3.

[13]Marie Charrel. Pour relancer l'économie, la BCE déploie l'arme des mégaprêts aux banques // Le Monde, Eco&Entreprise, 18 septembre 2014. – P. 6.

[14]Jack Ewing. E.C.B. effort to spur bank loans gets off to weak start // International New York Times, September 19. 2014. – P. 18.

[15]Claire Jones, Christopher Thompson. Draghi's attempt to jump start stuttering eurozone falls flat // Financial Times, September 19, 2014. – P. 1.

[16]Anne Michel. L'offre de prêts de la BCE ne séduit pas les banques//Le Monde, Eco&Entreprise, 20 septembre 2014. – P. 3.

[17]Sam Fleming, Alice Ross. ECB health checks carry a wobbly prognosis. Asset quality review findings are set to trigger restructurings that bring uncertainty for banks and their investors // Financial Times, September 18, 2014. – P. 17.

[18]Anne Michel. Une vague de liquidités bienvenue pour les banques // Le Monde, Eco&Entreprise 18 septembre 2014. – P. 6.

[19]Michel Aglietta. La politique monétaire de la Banque centrale européenne dans tous ses états. – Terra nova, 2014. ПриводитсяпоMarie Charrel. Zone euro: "Augmenter les salaires là les finances publiques le permettent // Le Monde, Eco&Entreprise, 24 septembre 2014. – P. 3.

[20] Основные его положения изложены, в том числе, в ChrisGiles. Geneva report. Economists warn on record debt levels // Financial Times, September 29, 2014. – P. 2.

[21]Jean-Pierre Stroobants. Jean-Claude Juncker, la "dernière chance" de l'Europe // Le Monde, 23 septembre 2014. – P. 24.

[22]Jean-Pierre Stroobants. Jean-Claude Juncker, la "dernière chance" de l'Europe // Le Monde, 23 septembre 2014. – P. 24.