ЕВРАЗИЙСКИЙ УЧЕБНЫЙ ИНСТИТУТ
МГИМО МИД России

Лекция Т.Мансурова

01.06.2015

Лекция Т.Мансурова

28 мая член Коллегии (министр) по энергетике и инфраструктуре ЕЭК Таир Мансуров выступил с лекцией перед слушателями Европейского учебного института.

Министр посетил МГИМО с рабочей встречей, в ходе которой обсудил с ректором МГИМО Анатолием Торкуновым перспективы развития современной евразийской интеграции, вопросы взаимодействия Евразийского экономического союза с Европейским союзом, а также направления возможного сотрудничества между Евразийской экономической комиссией и МГИМО.

Далее Таир Мансуров выступил перед слушателями Европейского учебного института — государственными служащими из почти 50 министерств и ведомств Российской Федерации, обучающимися по программе подготовки магистров по направлениям «Экономика», «Международные отношения», «Юриспруденция», — с лекцией, посвященной истории и перспективам развития интеграционных процессов на евразийском пространстве.

Лекция охватывала теоретические и практические аспекты мировых интеграционных процессов; классическую модель экономической интеграции, предложенную Белой Балаша; основные положения теории евразийства; проект Евразийского союза государств, предложенный президентом Казахстана Н.А.Назарбаевым в 1994 г. в МГУ им. М.В.Ломоносова, а также полную ретроспективу интеграционных событий на евразийском пространстве с 1994 года по середину 2015 года.

Министр обозначил реперные точки современной евразийской интеграции; подробно рассказал об эффективной работе Евразийского экономического сообщества, его органов и учреждений, об этапах формирования и деятельности созданных на базе ЕврАзЭС Таможенного союза и ЕЭП, начале работы Евразийского экономического союза.

Таир Мансуров особо отметил, что при создании наших интеграционных объединений применялся опыт Евросоюза, который был «критически переосмыслен и адаптирован к нашим условиям». По его словам, «учет опыта Евросоюза позволил при создании ЕврАзЭС, Таможенного союза, ЕЭП и ЕАЭС сформулировать и применить ряд новых методологических решений», к которым относятся:

— новая модель институтов регулирования экономики в интеграционных структурах, эффективно сочетающая межгосударственное целеполагание, наднациональные формы принятия решений и межправительственные процедуры их подготовки;

— одновременное формирование Таможенного союза и ЕЭП, а затем ЕЭП и ЕАЭС, с присоединением их государств-членов к другим многосторонним торговым системам, включая зоны свободной торговли и ВТО;

— последовательно-параллельное создание регионального экономического объединения, то есть прохождение каждого очередного этапа интеграции совмещается с разработкой и принятием нормативно-правового обеспечения последующего и институционализацией предыдущего;

— использование переходных институтов региональной экономической интеграции (таких, как Комиссия Таможенного союза, которая впоследствии была преобразована в Евразийскую экономическую комиссию), что обеспечивает последовательное углубление интеграции и адаптацию национальных законодательств;

— применение механизма разноскоростной и разноуровневой интеграции, что позволяет каждому государству-участнику по согласованию с партнерами формировать свою «дорожную карту» участия в интеграционных процессах».

Особое внимание в выступлении министра было уделено подписанию и вступлению в силу Договора о ЕАЭС (включая основные цели и принципы работы Союза и деятельность его органов, присоединение к Союзу новых членов — Армении и Кыргызстана), а также преимуществам, которые получили государства-члены от начала работы ЕАЭС.

Министр детально осветил системную работу Евразийской экономической комиссии в курируемых им областях, направленную на:

— развитие долгосрочного взаимовыгодного сотрудничества государств-членов Союза в сфере энергетики, проведение скоординированной энергетической политики, поэтапное формирование общих рынков электроэнергии, газа, нефти и нефтепродуктов;

— осуществление согласованной политики в сферах автомобильного, воздушного, водного и железнодорожного транспорта, направленной на формирование общего рынка транспортных услуг и единого транспортного пространства, реализацию совокупного транзитного потенциала,

— гармонизацию законодательства государств-членов Союза с учетом единых принципов и общих правил регулирования деятельности субъектов естественных монополий.

В частности, Таир Мансуров рассказал о принятых главами государств 8 мая 2015 года Концепции формирования общего электроэнергетического рынка ЕАЭС и Программе поэтапной либерализации каботажных автомобильных перевозок грузов на период с 2016 по 2025 годы. Он также отметил, что уже с 1 января 2015 года перевозчики, зарегистрированные на территории государств-членов, осуществляют международные автомобильные перевозки грузов (двусторонние, транзитные, между другими государствами-членами) на безразрешительной основе. До конца года планируется принять концепции формирования общего рынка газа и общих рынков нефти и нефтепродуктов, международный договор о судоходстве.

Также была поднята одна из главных тем состоявшегося на прошлой неделе VIII Астанинского экономического форума, связанная с выдвинутой председателем КНР Си Цзиньпином инициативой по формированию «Экономического пояса шелкового пути» и «Морского шелкового пути XXI века», которую активно поддержали президент России В.В.Путин и президент Казахстана Н.А.Назарбаев, поскольку создание международного транспортного коридора по маршруту Великого шелкового пути предполагает многоуровневую интеграцию: от строительства дорог и создания возле них производств до социального и культурного взаимодействия.

По итогам выступления состоялась оживленная дискуссия. Таир Мансуров ответил на вопросы слушателей, связанные, прежде всего, с оценкой перспектив работы Союза в непростых внешних условиях. «Нам предстоит еще очень многое сделать для того, чтобы создаваемый Союз заработал в полную силу. Необходимо преодолеть ряд проблем в экономике и взаимной торговле, еще больше ускорить интеграционные процессы», —прокомментировал Министр. — Это связано с тем, что наши страны достигли различной степени развития экономической и финансовой системы, у них отличается доля государственного участия в экономике, они неодинаково вовлечены в мировые экономические процессы и глобальные потоки товаров, услуг, кредитов и инвестиций. Но при эффективном взаимодействии всех участников интеграционных процессов эти проблемы вполне преодолимы. И, несомненно, к 2025 году ЕАЭС выйдет на полномасштабный режим работы».

В завершение встречи Таир Мансуров презентовал участникам встречи книги, изданные в 2014-2015 годах на русском и английском языках: «Евразийский проект Нурсултана Назарбаева, воплощенный в жизнь. К 20-летию Евразийского проекта. 1994-2014» и «Евразийская экономическая интеграция: опыт и перспективы».