ЕВРАЗИЙСКИЙ УЧЕБНЫЙ ИНСТИТУТ
МГИМО МИД России

59-й выпуск журнала «Вся Европа.ru»

30.10.2011

59-й выпуск журнала «Вся Европа.ru»

Вышел в свет очередной, 59-й номер интернет-журнала «Вся Европа.ru», издаваемый Европейским учебным институтом. Как и в предыдущих выпусках, в нем подробно освещаются последние явления и тенденции в экономике, политической, социальной и культурной жизни и правовом развитии Европейского Союза и его государств-членов, интересные с точки зрения российского читателя.

На протяжении октября все — биржи, рынки, бизнес, политики, эксперты, простые граждане, затаив дыхание, следили за тем, как Европейский Союз сражается за единство своих рядов в попытке отыскать такое финансовое спасение Греции, которое устроило бы всех. В конечном итоге пакет мер удалось согласовать, и все вздохнули с облегчением. Во всяком случае, котировки акций пошли вверх, и ажиотаж вокруг суверенных долгов в зоне евро слегка поутих. Часть долга Греции объявлена подлежащей списанию. Средства, выделяемые на поддержку стран, нуждающихся в финансовой помощи, — существенно увеличены (Словакии это решение стоило досрочных парламентских выборов, которые пройдут теперь 10 марта 2012 г.) К банкам предъявлены гораздо более жесткие требования, чем раньше. Греции предложено еще туже затянуть пояса. Естественно, что этой проблематике в выпуске уделено повышенное внимание. Под разными ракурсами она анализируется в нескольких материалах номера.

Так, отдельно излагаются основные тезисы программного выступления Жозе Мануэла Баррозу перед Европейским Парламентом относительно пакета мер по выводу зоны евро из кризиса задолженности, и дается прогноз возможной реакции на них со стороны Берлина. Председатель Европейской Комиссии взял на себя смелость предложить несколько жестких мер, в отношении которых консенсус на межгосударственном уровне пока отсутствует. В частности, он высказался за то, чтобы упростить процедуры наложения штрафов на страны с большим бюджетным дефицитом; ввести единый для всех налог на финансовые операции (трансакции); выпустить еврооблигации; вновь дополнить учредительные договоры Европейского Союза.

Рассказывается, что по поводу односторонних и коллективных мер преодоления кризиса думают в странах ЕС. Ведь в Германии настроения одни. В Греции, Италии, Испании — несколько иные. Далеко не с первой попытки на поддержку Греции согласилась Словакия. И хотя она и все остальные государства-члены признали солидарность высшей ценностью интеграционного объединения и согласились на дорогостоящую финансовую поддержку южного фланга ЕС, сомнения по поводу осуществляемого курса у них сохраняются.

Одним из важнейших событий нынешней политической осени стал двухдневный саммит стран-участниц программы ЕС «Восточное партнерство». Он прошел в Варшаве 29—30 сентября. В выпуске подробно анализируются его итоги. Судя по всему, каждая из сторон получила от него немножечко из того, чего хотела. Брюссель подвигнул «шестерку» признать самоценность предложенного ей вектора развития и обновить принятые на себя политические обязательства. Варшава актуализировала значение «Восточного партнерства» для ЕС, о котором многие государства-члены начали подзабывать, и продемонстрировала свой возросший политический вес на континенте. «Шестерка» получила заверения в том, что ЕС будет вкладываться в «Восточное партнерство» все больше и больше, шаг за шагом подключая будущих ассоциированных членов к интеграционному проекту, включая преимущества доступа к общему рынку, пространству свободы, безопасности и законности и т.д.

Вместе с тем в статье, посвященной данному событию, акцентируется еще несколько моментов. Похоже, согласно ряду признаков, «Восточное партнерство» ушло из разряда приоритетов ЕС. «Арабская весна» и неоднозначные процессы, протекающие в странах «шестерки», сдвинули его на периферию интересов тех, кто задает тон в интеграционном объединении. Саммит не обошелся без неожиданностей и недосказанностей. Так, например, его участники отказались солидаризироваться на антибелорусской платформе. Очень много внимания на нем и в связи с ним было уделено вопросам, относящимся, скорее, к внутриполитической повестке дня Украины. Весьма неоднозначную оценку саммит получил в европейских средствах массовой информации.

Другой сюжет, подробно освящаемый в выпуске и грозящий стать вечным для ЕС, связан с мерами, принимаемыми как Союзом, так и государствами-членами в стремлении поставить под контроль иммиграцию. Так, нельзя было пройти мимо спора, разгорающегося между Европейской Комиссией и Великобританией по поводу доступа иностранцев к социальным выплатам, который в Лондоне расценили как попытку Брюсселя распространить свой контроль на сферу социального обеспечения. До сих пор она считалась исключительной прерогативой национального правительства. Как отмечают на туманном Альбионе, проигрыш дела может обойтись рядовым налогоплательщикам страны весьма дорого. Казна не досчитается кругленькой суммы. А раздражение Брюсселем вновь сильно возрастет. Тем более что политика сдерживания иммиграционного потока в Великобританию, проводимая Дэвидом Камероном, обретает все более конкретные очертания. Его предвыборные обещания на этот счет недавно были подкреплены пакетом разноплановых бюрократических и финансовых нововведений. О них подробно рассказывается в разделе, который так и называется «Иммиграция».

Ключевая статья номера посвящена анализу возможных вариантов развития отношений между Россией и Европейским Союзом. В ее основу положено предположение о том, что гетерогенность ЕС будет усиливаться. ЕС выйдет из кризиса суверенных долгов сильно изменившимся. Ряд стран пойдут, возможно, на форсирование интеграции. Другие будут ограничивать свое участие в тех или иных аспектах интеграционного проекта. В результате возникнет разноскоростной Европейский Союз. Именно на сотрудничество с таким Союзом России нужно себя настраивать. Это может нести, однако, не только минусы, но и плюсы. В частности появятся дополнительные возможности использовать те гибкости, которые появятся у интеграционного объединения, для того, чтобы партнерство и сотрудничество в отдельных областях давало большую отдачу.

Продолжая установившуюся добрую традицию, выпуск пополняет картинную галерею ведущих современных политиков Европы образом Хелле Торнинг-Шмитт, женщины, впервые в истории ставшей премьер-министром Дании. Она возглавляет социал-демократическую партию и одновременно коалицию левоцентристских партий, одержавших с небольшим перевесом победу на недавно состоявшихся парламентских выборах. Ее портрет — точная реплика предвыборной программы новых политических сил, пришедших во власть в этой северной стране. Участие в многочисленных баталиях, не всегда для нее успешных, закалили характер выпускницы Колледжа Европы г. Брюгге. Как уверяют ее сторонники, она ни за что не пойдет по пути затягивания поясов, как в других частях ЕС, и сохранит систему социального обеспечения, которой по праву гордятся скандинавы.

Несколько статей, мимо которых не должны пройти специалисты, содержится в рубрике «Право». В одной из них подробно анализируется последняя практика судебных органов Европейского Союза по вопросам применения нарождающегося энергетического права интеграционного объединения. Она заставляет по-новому взглянуть на отношения, складывающиеся у российских поставщиков на рынке ЕС и его государств-членов, дает подсказки по поводу возможного курса действий. В другой — рассматриваются симбиотические связи, устанавливающиеся между наднациональным и национальным судьей в процессе реализации разного рода интеграционных процессов. Их анализ позволяет сформулировать некоторый минимальный набор требований, которые должны предъявляться судебным инстанциям разного уровня. Не менее любопытную информацию можно почерпнуть из других материалов раздела, особенно касающихся перспектив развития отношений в треугольнике Германия/ЕС-Россия-Япония.

Кроме того, в выпуске содержатся статьи и комментарии по очень широкому кругу вопросов, волнующих нынешнее поколение европейцев. Они касаются, в частности: планов проведения в Шотландии референдума о будущем статусе края в составе Соединенного Королевства; завершения политического кризиса в Бельгии и найденного компромисса, открывающего путь к шестой по счету реформе ее государственного устройства; усиления настроений евроскептицизма в Великобритании, прежде всего, конечно в консервативных кругах, представители которых все настойчивее ратуют за проведение плебисцита об ограничении участия страны в ЕС лишь торгово-экономической проблематикой; того, как протекает «демезьеровская» военная реформа в Германии, выражающаяся в сокращении численности бундесвера, уменьшении мест дислокации, падении закупок вооружений и т.д. Центральное место среди них занимает материал, посвященный подведению итогов парламентских выборов в Польше, вновь принесших победу партии «Гражданская платформа» во главе с Дональдом Туском и ее союзникам, выборов, обозначивших, в том числе, реальную угрозу «паликотизации» традиционалистского польского общества, и их значение для России и Европейского Союза.

Нынешней номер, как и предыдущий — живое свидетельство того, какой интенсивной, какой многообразной становится политическая, экономическая, социальная, культурная, научная жизнь в ЕС и его государствах-членах, насколько она насыщена самыми разнообразными событиями, насколько сильно они влияют на развитие отношений между Россией и ЕС. О многих из них, а также о меняющихся нравах и традициях европейцев, их заботах и предпочтениях, вы сможете прочитать на страницах нашего журнала. Остается пожелать, чтобы сеанс чтения был вам в удовольствие. Мы на это очень рассчитываем.

Европейский учебный институт