ЕВРОПЕЙСКИЙ УЧЕБНЫЙ ИНСТИТУТ
МГИМО МИД России

РАМИ: «Современное образование в ЕАЭС: международное измерение»

13.10.2022

РАМИ: «Современное образование в ЕАЭС: международное измерение»

13 октября в рамках XIV Конвента РАМИ состоялась сессия «Современное образование в ЕАЭС: международное измерение», объединившая представителей образовательного сообщества стран-членов ЕАЭС, а также органов Союза.

Дискуссия была посвящена вопросам развития партнерских взаимоотношений университетов из стран ЕАЭС, необходимости дальнейшего сближения образовательных стандартов на пространстве ЕАЭС, интеграции образовательных учреждений, повышения престижа и привлекательности евразийских вузов и модернизации систем образования.

Модератором сессии выступил проректор по молодежной политике, социальной работе и международным связям С.И.Суровцев. В обсуждении приняли участие проректор Российско-армянского (славянского) университета П.С.Аветисян, ректор Дипломатической академии МИД Киргизии им. К.Дикамбаева Ч.У.Адамкулова, декан Факультета международных отношений Белорусского государственного университета Е.А.Достанко, директор ЕУИ Т.В.Шашихина, советник секретариата председателя коллегии ЕЭК В.С.Ковалёв.

Со вступительным словом к участникам дискуссии обратился С.И.Суровцев. Он отметил углубление интеграционных процессов в ЕАЭС и нарастающую роль образования. Повышение его качества на евразийском пространстве, уточнил проректор, является ключевой задачей для усовершенствования «мягкой силы» Союза. В этой связи Станислав Игоревич подчеркнул особую актуальность дискуссии для комплексного решения ряда вопросов и совместного преодоления сложностей.

П.С.Аветисян рассказал о приоритетных направлениях модернизации образовательных систем стран ЕАЭС. Паркев Сергеевич отметил, что Российско-армянский университет связывают с МГИМО тесные взаимоотношения, которые демонстрируют интеграционные процессы в сфере образования в ЕАЭС. Так, единое научно-образовательное пространство должно развиваться на основе диверсификации и специализации с отражением культурной спецификации и национальных особенностей каждой страны-участницы Союза.

Ч.У.Адамкулова в свою очередь затронула вопрос унификации образовательных стандартов в ЕАЭС. Чинара Усенбековна выразила мнение о необходимости избегать их жесткой унификации и обращать внимание на особенности и потребности системы каждой страны. Интеграция должна происходить, отметила ректор, на основе гармонизации нормативно-правовых документов, согласования структуры образовательного процесса без чрезмерной стандартизации контента программ обучения.

Далее вопросы повышения престижа и привлекательности вузов ЕАЭС, привлечения международных специалистов подняла Е.А.Достанко. Елена Анатольевна отметила важность создания документов перспективного стратегического планирования в ЕАЭС. Среди факторов популяризации евразийского образования она выделила создание совместных образовательных программ, актуальных с экономической точки зрения как на региональном, так и на международном уровне. Декан обратила внимание на успешное сотрудничество в сфере образования с китайскими специалистами. Также Е.А.Достанко отметила необходимость создания евразийской онлайн-платформы для дистанционного обучения, развития программ сетевых университетов СНГ, ШОС и БРИКС.

Т.В.Шашихина рассказала о практической реализации совместных образовательных программ МГИМО и ЕЭК. Тамара Викторовна обратила внимание на то, что цель вузов ЕАЭС — показать молодежи положительные стороны интеграции государств-членов Союза. В этой связи спикер внесла предложение об организации рабочей группы из заинтересованных партнеров из стран ЕАЭС с целью проработки соглашения о создании консорциума для последующей реализации совместной магистерской программы.

В.С.Ковалёв осветил вопросы развития образовательного сотрудничества как направления экономической интеграции в ЕАЭС. Владимир Сергеевич подчеркнул важность реализации совместной магистерской программы и работы над соглашением о взаимном признании ученых степеней. Он отметил значительную поддержку со стороны профильных вузов, в частности, упомянул о создании комплексной магистерской программы по евразийской интеграции на базе МГИМО с привлечением партнеров из стран ЕАЭС. Со своей стороны, ЕЭК заинтересована в приеме на стажировки и трудоустройстве студентов в Комиссию. «Азиатский регион и регион большой Евразии набирают обороты. Подход к интеграции будет определять глобальную политическую архитектору на годы вперед. И сегодняшняя сессия внесет свой вклад в достижение такой большой цели», — отметил В.С.Ковалёв.

В завершение работы секции С.И.Суровцев поблагодарил участников дискуссии за высказанные предложения и выразил надежду на проведение в ноябре этого года очной встречи с целью реализации намеченных планов.

Идеи, озвученные в рамках дискуссии, поддержали все представители образовательных учреждений государств-членов Союза и ЕЭК. По итогам встречи было принято решение об их включении в повестку заседания в ноябре для дальнейшей проработки соглашения в ЕЭК к весне.

Управление по воспитательной работе